В 1990 году в России прошли первые крупные ролевые игры, так называемые
Хоббитские Игрища (ХИ). Название происходит от слова «хоббит» (хоббиты
- это довольно упитанные существа невысокого роста, творения Дж. Р.
Р. Толкина, автора «Властелина Колец»), однако же к ним непосредственного
отношения не имеет. Само название Игр - скорее дань традиции, нежели
отражение их сущности. В 1993 году первые ХИ прошли в Самарской области.
Их устроителями была Казанская команда. Организацией проведения занимались
Вячеслав Хабаров и Андрей Ермолаев, основатели ролевого движения в Казани.
Полгода спустя один из ролевиков, Макс Ткач, нашёл подвал, который стал
местом встреч, где молодые люди со странными для того времени увлечениями
могли тренироваться, фехтовать. Они мастерили доспехи, мечи, играли
в свои игры, пока только настольные. Так сложилась своя компания. Подвал
надолго стал их прибежищем, пока Максим Соколов не нашёл помещение в
подростковом клубе «Одиссей». Уже осенью (в 1994-м году) они перебрались
туда. Это была ещё пока только тусовка, но она очень быстро росла. Как
и прежде ролевики играли, фехтовали, делали себе костюмы, доспехи и
оружие. Иногда собирались дружной компанией на чай. Но вскоре здесь
стало тесно, так как приток желающих вступить в ряды одиссеевцев росло.
И произошёл первый раскол.
Первый клуб.
Часть ролевиков ушла из «Одиссея». Для них ролевые игры значили очень
многое - это был уже образ жизни. Остались те, кто приходил в клуб для
того, чтобы отдохнуть: игры для отдыха, а не отдых для игр. Но для ушедших
ролевые игры были способом самореализации, саморазвития. Они прочно
укоренились в молодых сердцах.
Осенью 1995 года отделившиеся от "Одиссея" ролевики нашли
помещение в Центре Внешкольной работы на улице Красных Коммунаров. Это
был самый первый ролевой самарский клуб (как рабочая структура). Он
был назван «Цитадель». Здесь уже обучали новичков, подготавливали к
играм, помогали изготавливать оружие, одежду... Приток был довольно
большой.
1996 год для «Цитадели» был эпохой расцвета. Только за одно лето клуб
провёл три крупные игры, в которых участвовали ролевики не только из
Самары, но и из области. «Одиссей» тоже устраивал игры и даже чаще,
чем «Цитадель», но по более упрощённым моделям, с простыми, незатейливыми
ролями.
В 1997 году в Самаре стал популярен среди ролевого люда такой тип игр,
как техногенная игра. Раньше сценарии игр и вся их основа строилась
на книгах в жанре Фэнтези или они разыгрывались по каким-либо историческим
событиям (в основном эпохи средневековья). Теперь же игры стали ближе
к нынешней реальности, поскольку мы живём в технологичном мире. Техногенные
игры - попытка осмысления нашей нынешней жизни с точки зрения ролевых
игр.
Тяжёлые времена.
Но потом ролевое движение пошло на спад. Особенно это стало заметно
в 1999 году. Большая часть того поколения ролевиков ушла. Причины ухода
были разными: кто-то покинул «Цитадель» из-за своих личных проблем,
у кого-то сменились жизненные ориентиры. Остались те, для кого ролевые
игры значили слишком многое в жизни. Но это было только полбеды. Не
было необходимого притока новых людей. В результате, как это ни прискорбно,
«Цитадель» больше как клуб не существует. «Одиссей» же распался на несколько
более мелких клубов той же направленности: ролевые игры как досуг, а
не как образ жизни.
Небольшая часть ролевиков старшего поколения направляет свою деятельность
на фехтовальную реконструкцию. Они проводят тренировки на железном вооружении,
в железных доспехах, занимаются историческим фехтованием.
Новые клубы.
В 1999 был основан новый клуб военно-патриотического направления - «Легион».
Очень много внимания его руководители уделяют физической подготовке
и обучению игровому фехтованию подростков (которые составляют основную
часть клуба). Много времени тратиться на изготовление оружия, одежды.
На данный момент набирает силы Ассоциация Клубов Техногенных игр. И
возлагаются большие надежды, что ролевое движение в Самаре возродиться
и снова расцветёт, именно благодаря ей.